Ракушковые Neolamprologus brichardi


Д. Ванюшкин
http://www.tanganyika.ru 09/2001
(опубликовано 07.10.2004 / dvan)


Neolamprologus brichardi. Фото Д. Ванюшкина

Про Neolamprologus brichardi по-моему написано достаточно много статей, для того чтобы их хватило на издание одной пухлой бршюры. Опыт содержания и разведения этих популярных цихлид всесторонне изучен и казалось особого интереса для специалиста рыба представляет не может, если только с точки зрения ее коммерческой ценности. Принцесса Бурунди давно и упорно является, по моему личному мнению, лидером по объему продаж среди танганьикских цихлид (наверное, не только у нас, но и за рубежом). Популярность этого вида среди аквариумистов имеет две вполне объективные причины: простое воспроизводство и молодь похожая на взрослую рыбу, по форме и окраске. Рынок, как говорится, сам возводит своих кумиров. Ведь у рыбы с серым невзрачным мальком по сравнению с видами, у которых уже 1-2х месячные подростки обладают экстерьером взрослой рыбы (как у Neolamprologus brichardi), просто нет шансов, на той же Птичке. А простота разведения и относительно большой выход малька определяют любовь разводчиков. Как результат Neolamprologus brichardi был в числе первых танганьикцев разведенных отечественными аквариумистами и по сегодняшний день остается одной из самых распространенных рыб на рынке среди соседей по озеру.

Выяснение отношений с Altolamprologus compressiceps. Фото Д. Ванюшкина

Наверное, я был один из многих любителей, для которых первой цихлидой Великих Африканских озер стали именно Принцессы Бурунди. Рыба элегантная не очень яркая по окраске, но обладающая красивой формой и привлекательными флуоресцирующими кантами у непарных плавников и замысловатым узором на жабрах.
В моем 200 литровом аквариуме 6 мальков Neolamprologus brichardi появились вместе с еще одной "мечтой детства" Julidochromis regani. Рыбки замечательно прижились (есть ощущение, что "обрусевшая" Принцесса уже давно не так критична к гидрохимии воды, как ее более "новые" в аквакультуре российских любителей родственники). И если многие неопытные аквариумисты боятся себе заводить танганьикских цихлид вообще, то относительно Neolamprologus brichardi этот страх совсем не оправдан. Отстоянная вода из московского крана (с pH 7,5 и КН около 10-12) оказалась вполне подходящей и рыбы хорошо питались и быстро росли.

Первый нерест, как венец ожиданий и конечная цель в содержании любой рыбы, для любителя, прошел без особых затруднений после достижения рыбами половой зрелости.
Я даже не заметил когда была отложена икра и о происшествии догадался только, когда около 50 серебристо-прозрачных мальков заклубились вокруг крупной раковины черноморского рапана под охраной самки (предположительно самки, как особи меньшей по размеру и менее лобастой чем околачивающаяся рядом). Вообще-то раковины в аквариуме не предполагались и появились они лишь потому, что за 2-3 недели до событий я приобрел несколько подростков черного Altolamprologus calvus и предназначал эти квартиры именно для них. Раковины были помещены в небольшом отдалении от основного "рифа" с множеством укрытий пещерок и расщелин, составленного из нескольких крупных кусков песчаника. Neolamprologus brichardi типичный cavebreeder, то есть вид, использующий для нереста укрытия и в качестве субстрата могли быть приспособлены самые разные укрытия, но выбор пал на "кальвусовские" ракушки. Приплод от первого нереста я разделил на две половины, одну успешно уморил мороженным омлетом (по рецепту из книги Кочетова) в специальном отсаднике на 25 литров, а вторая была оставлена проходить на курс выживания в общем аквариуме. Самка ожесточенно защищала свое потомство от нападок двух молодых и вертких самцов JR, но "терпение и труд" последних привели к тому, что поголовье мальков в общем аквариуме таяло каждый день. Обычно один или оба стервятника располагались в 15 см от нерестилища и ждали пока кто-то из любопытных малышей сам отплывет на опасное расстояние от самки.

Групповая атака N. brichardi на пару
Altolamprologus compressiceps. Фото Д. Ванюшкина

Через 2.5-3 недели последовал очередной нерест на том же самом месте (я тогда даже не понял, была ли это та же пара или другая). Сопровождался он к тому же еще и основательными земляными работами и расчисткой площадки. Самец обычно плавал в общей стае, а самка с утра до вечера выкапывала воронку под ракушками и заботливо выносила из них мусор. На окончательном этапе был выкопан котлован глубиной в 5-7 см (до стекла) и в диаметре около 12-15 см. Ко второму нересту я готовился более основательно (развел артемию, купил мороженого циклопа) и решил отобрать икру вместе с субстратом, чтобы инкубировать ее отдельно. Нерест я в очередной раз прозевал. Так как самка отложила икру в завитке раковины таким образом, что ее невозможно было обнаружить даже достав раковину. Сигналом об успешном завершении процесса был опять поплывший малек. После этого события было еще несколько успешных нерестов, пока, наконец, я не перевел АК в другой аквариум, а вместе с ними и их (в кавычках) ракушки. Как ни странно нересты прекратились на несколько месяцев. Я пытался понять причину. Сначала связывал ее с изменением условий содержания (я перешел на более мощный фильтр, убрал растения, поменял ландшафт), потом думал, что возможно в нерестах этого вида есть некоторая сезонность (хотя в литературе никаких подтверждений этому я не нашел).

Решение пришло внезапно и неожиданно. Однажды жена решила "прибраться" в аквариуме с Neolamprologus brichardi и "разукрасила" интерьер… парой ракушек рапана. Через неделю вокруг них закипела работа, пара принцесс привычно копала грунт, чистила субстрат, в общем, готовилась к нересту. И еще через несколько дней была отложена икра. Самец с самкой по очереди проникали в завиток массивной раковины, где и оказалась в конечном итоге кладка. Скорее всего, первый нерест для этих пар стал, в какой-то степени, знаковым зафиксировав у рыб в памяти параметры "идеального" нерестового субстрата. И когда в аквариуме не стало подходящих раковин, то даже при наличии других укрытий (в т.ч. и обломка цветочного горшка, нескольких просторных гротов и большого количества щелей и пещерок на любом уровне от дна до поверхности) нересты прекратились. А когда подходящий с точки зрения субстрат вновь оказался доступен, рефлексы сработали, и это событие стало как бы, стимулирующим нерест, фактором.

По сей день пары из этой генерации, которые живут у меня в аквариумах, нерестятся только в раковинах рапана и не было ни одного отклонения от этой традиции. Вот такой интересный "ракушковый" (в кавычках) Neolamprologus brichardi обитает в моем домашнем водоеме.

Суета у скалы. N. brichardi, J. regani, A. compressiceps.
Фото Д. Ванюшкина