avatar_Tin

Навстречу к красивому аквариуму. Композиция

Автор Tin, 06 января 2013, 23:27:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

TinTopic starter

Статья составлена специально для сайта " aquaumniki.ru".  Перепечатка и размещение на других ресурсах разрешается только с разрешения администрации " aquaumniki.ru" и с обязательным указанием источника.



              Каждый мечтает, чтобы его аквариум был домашним центром релаксации - микромиром для созерцания, привлекающим всех своей гармонией и красотой.   Хотя практически любой аквариум способен разнообразить интерьер квартиры, но не любой заставит остановиться около него затаив дыхание,  забыть все тяготы рабочего дня, пребывая в восторге от совершенства кусочка подводной природы.
   Так или иначе, но созданное руками человека с целью визуального восприятия,  относится к художественным произведениям. Поэтому и создавать свое произведение - аквариум, необходимо учитывая художественные понятия, законы и методы. А так как основой удачного дизайна является композиция - речь тут пойдет именно о ней.
   Сначала внесу сюда определения некоторых понятий, которые нам пригодятся. 

Композиция - это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Глубинно-пространственная композиция  воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей,  объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Именно такую композицию и предстоит выстроить, создавая аквариумный дизайн.

Воздушная перспектива - характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.

/Отличный пример использования воздушной перспективы в живописи - картина И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"/


Линейная перспектива - точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения. Основной закон линейной перспективы: предметы одного размера на картине будут выглядеть разными, в зависимости от удаления — чем дальше от зрителя, тем меньше, и наоборот.


Пропорциональность  выражает соразмерность между отдельными элементами композиции и всей ее формой. Варьируя пропорциональные соотношения частей, композиции можно придать динамику, напряжение, то есть сделать ее эмоционально окрашенной.

Ритм - это средство композиции, обеспечивающее выделение и связь элементов дизайна путем их повторения, чередования, увеличения, убывания.  Суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Использование ритма в композиции происходит по принципу подобия. Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет в его развитии. Также надо не забывать, что повторяемость форм визуально увеличивает вес этих форм.
   Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности.

/Пример ритма в композиции - малые дополнительные камни повторяют наклон и движение основной скалы. Работа Xuan Thuy Nguyen Thi/

Равновесие - баланс композиции - достигается зрительным распределением нагрузки левой и правой сторон аквариумного пейзажа.   Один и тот же предмет выглядит тяжелым, если находится не в левой, а в правой части картины. Анализируя «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, исследователь Вёльфлин подтверждает это примером: если фигуру монаха, изменив положение слайда, переставить с левой стороны на правую, то она становится настолько тяжелой, что композиция целиком опрокидывается.
   То есть, создавая аквариумную композицию, надо помнить,  что любой объект, размещенный на правой стороне, будет смотреться более "тяжелым" и объемным, чем  если поставить его же на левую сторону. Видимо, это благодаря все тому же свойству человеческого взгляда рассматривать больше правую сторону. Также предмет вверху композиции будет зрительно более тяжелым, чем внизу.
   Говоря о весе в композиции, надо еще и учитывать, что объекты декора более теплых тонов будут смотреться тяжелее, чем объекты более холодных оттенков. А также в цвете темные предметы и плотно окрашенные элементы имеют более тяжелый вес, чем светлые..

/Пример игры цвета - красный цвет смотрится более весомым в композиции и выдвигается на передний план. Работа Fumio Shiga. Япония/

   Пытаясь создать композицию, нужно также учитывать и удаленность объектов от оптического центра аквариума - как вправо-влево, так и вперед к переднему стеклу и назад к заднему. Чем объекты будут дальше от оптического центра, тем они будут выглядеть тяжелее. При этом нужно учитывать, что объекты меньших размеров визуально стремятся быть на заднем плане, а большие объекты на переднем плане.

Форма - это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения.

Нюанс - незначительное изменение формы.

Фактура - характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит и способа его обработки.

Принцип гармонии. Связь созвучие основывается на законах визуального восприятия и в значительной мере является обобщающим принципом.
   Пропорции, контраст, нюанс, ритм, масштаб - это те средства, используя которые можно  создать форму по законам гармонии.
   Композиционная гармония достигается различными способами:
1). Созданием общего баланса в композиции, что является основой ее гармоничности
2). Созданием ритма, движения.
3). Достаточно близким расположением и комбинаций объектов с общими признаками и свойствами – подобными формами, цветом и т.п. композиционная гармония в этом случае должна достигаться путем распределения визуальной договоренности между объектами, которая подчеркивает схожесть между объектами, которая будет достаточно тонко подчеркивать схожесть.
4). Созданием общей пропорциональности в композиции. Несмотря на то, что наличие на картиной плоскости больших или малых похожих областей и участков может быть излишне монотонным и скучным, разница в размерах областей, участков и объектов композиции не должна доходить до такой степени.

   Правильный выбор ассиметричного баланса между отдельными частями картиной плоскости увеличивает гармонию композиции в целом.


Гармония цвета - это сбалансированные между собой, казалось бы различные по тональности цвета, к примеру, горячие и холодные оттенки и используют это для зрителя, чтобы выразить эмоциональное отношение к происходящему.

Закон целостности.  Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
   При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции.
   Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться иметь нюансы. Тут имеется ввиду, что в композиции не должно быть абсолютно схожих объектов - даже если они будут друг друга напоминать  формой или фактурой, то они должны чем-то отличаться  -размером, например. Но недопустимо абсолютное повторение формы.

/Пример нюансов в похожих элементах композиции - коряги похожи друг на друга, но они имеют отличия. Работа  Nguyen Tien Dung.  Вьетнам/

   Объекты в аквариуме целесообразно размещать так, чтобы они легко и ясно воспринимались зрителем, даже в том случае, если они частично закрыты другими объектами. Нельзя допускать, чтобы соприкасающиеся в композиции камни или группы растений совпадали своими силуэтами или сливались, так как одни из них будут восприниматься как продолжение других.  Но тут следует четко различать грань - между единичным растением и единой группой

Закон соседства, иногда называют законом близости, является одним из группирующих законов в композиции. Он основан на свойстве мозга автоматически оценивать взаимное расположение предметов по отношению друг к другу, и влияет на восприятие таких групп в целом. Таким образом закон соседства определяет связь между местонахождением объекта в композиции и тем влиянием, какое оказывает это местонахождение на объединение объектов в группу. Закон соседства указывает на то что объекты находящиеся рядом относятся к одной группе. Чем ближе объекты друг к другу, тем сильнее единство их группы. Используя этот закон в композиции можно добиваться как единства, так и разнообразия композиции. Существуют четыре основных признака соседства и соседских отношений: близкие края, касание, оверлепинг и комбинирование.
Соседство "близкие края". Чем ближе контуры объектов, тем больше они будут восприниматься как группа объектов.
Соседство "касание" возникает, когда контуры объектов композиции касаются друг друга.
Соседство "оверлепинг" возникает, когда контуры объектов композиции накладываются друг на друга. Если при оверлепинге  два и боле объектов композиции имеют одинаковый цвет и оттенок, то они могут восприниматься как единая форма. При необходимости с помощью оверлепинга путем наслоения объектов можно придавать глубину композиции, обозначая дальний план и ближний.

/Схема оверлепинга/


/Пример оверлепинга в аквариумной композиции - группы растений расположены с наложением.  Работа Kongpob Kunjaranussorn/

Закон контрастов используется, чтобы противопоставить элементы декора по форме, цвету, фактуре или другим признакам. Это позволяет показать характерные особенности элементов композиции и содействует ее целостному восприятию.

/Пример использования контраста цвета и контраста фактур. Работа Hideo Muku/


Закон подчиненности.  Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Регель пишет:   «соразмерностью и пропорциональностью называется правильное по количеству и величине отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов — к главному».

Золотое сечение.  В эпоху Ренессанса среднепропорциональное отношение называли Божественной пропорцией. Леонардо да Винчи, занимаясь системами пропорционирования, дает ей название «золотое сечение».
   Пропорция делит исходную величину на две части: меньшая доля относится к большей, как большая к исходной величине. Итог вычислений стремится к уважаемому математиками числу «Фи» - φ≈1,618. Золотые пропорции существуют в физике, астрономии, музыке, поэзии, фотографии и в аквариумном дизайне.
   Принцип золотого сечения гласит: если выбрать сторону А за единицу длины, то сторона В=0,618*А, кадр делиться на три части по горизонтали и вертикали.
   При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка -"узел внимания". Как вы уже заметили их четыре. Психология такова, что именно в этих точках человеку приятней всего видеть главный объект или элемент кадра, именно в них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины
Золотое сечение можно вычислить очень просто, без геометрии и алгебры, — для этого используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если целый отрезок принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая — 38 частям.

/Пример нахождения Главной точки. Красным отмечены узлы, в месте которых может быть размещен "главный объект".  Замечу, что смотря на схему, надо представлять фронтальный вид аквариума, а не дно/


/Нахождение главной точки по золотому сечению при длине аквариума 100 см/

Для упрощения жизни сетку золотого сечения можно упростить, разделив ее не по правилу золотого сечения, а ровно на три части (обычно так поступают фотографы, руководствуясь при этом Правилом Третей).

/Сравнение правила золотого сечения с правилом третей/

Законы созданы, чтобы их нарушать.  Не надо слепо подчиняться этому правилу, иначе ваша работа будет предсказуема...

TinTopic starter

#1
И так, взяв карандаш  в руки, сморщив лоб и зажмурив глаза, для начала определяемся с типом композиционного силуэта аквариума. Он может быть разным.


/Пример выпуклого силуэта композиции композиции (остров). Работа Tomasz Zawol/


/Пример вогнутого силуэта U- образной композиции. Работа Jullawong Papunta. Тайланд/


/Пример  треугольного силуэта композиции. Работа Nguyenthi Xuanthuyю.  Вьетнам/

Определиться с выбором силуэта помогут Ваши мечты и представления о том, каким должен быть аквариум. Но возможно, выбор какого-либо силуэта осуществится благодаря техническим особенностям Вашего аквариума, либо всвязи с уже имеющимися декоративными элементами и растениями.
   Есть особенность нашего зрения - взгляд человека останавливается на каком-то объекте (яркое световое или цветовое пятно в контрасте с окружающим, интересная форма), и зрение тут же фиксируется на этом объекте. Глаз четко видит только в определенном радиусе (в так называемом поле ясного видения) и в то же время смутно воспринимает предметы, находящиеся вне района фокуса. Таким образом, человек ясно видит только то в пространстве или на плоскости, на что направлен фокус зрения. Без этой способности нельзя было бы рассмотреть то, что вызвало интерес в данный момент, при данных обстоятельствах. Если предположить возможность одинаковой степени фокусирования зрения на близких и дальних объектах с их многочисленными и разнообразными деталями, человеку было бы весьма трудно разобраться в этой сумятице близкого и далекого, малого и большого. Подобные затруднения может испытать зритель, обозревающий аквариум, построенный хаотично, с разобщенными частями композиции, одинаково выделенными и подчеркнутыми. Вот почему композицию нужно строить с учетом особенности нашего зрения.
   Как видим, при составлении аквариумной композиции необходимо выделить главную точку (доминанту, композиционный центр). Вывод Американского эстетика и  психолога искусства Рудольфа Арнхейма состоит в следующем: мы можем не отдавать себе отчета, сколь сложную работу совершает наш глаз, но он устроен так, что всегда схватывает центральные элементы формы, моментально дифференцируя их от частных в любом изображении. 
   Выделение главного в композиции связано с особенностями зрительного восприятия человека, фиксирующего свое внимание прежде всего на сильно действующем раздражителе. Главной точкой может быть  яркое растение, камень, коряга, и даже промежуток между дополнительными объектами - например, промежуток между камнями, имитирующими "скалы". Существенно то, что главная точка должна быть одна. Все остальные объекты аквариумного декора (растения, камни, дополнительные коряги и т.п.) осуществляют функцию дополнительную. Они создают окружение, обстановку для главного объекта, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с главной точкой композиции. Конечно, кроме "главной точки" будут и другие объекты декора, на которые будет падать взгляд, но они должны работать  согласованно, ведя взгляд зрителя в том направлении, в котором задумал создатель дизайна.

/Пример выражения главной точки (крупная коряга справа). Работа Mr. Kazun/

   Поподробнее опишу создание композиции, центром которой является композиционная пауза (например, промежуток между скалами). Такая композиция требует от художника хорошей профессиональной подготовки. При необходимости можно предложить несколько вариантов решения художественного образа таким способом. Первый — создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации — ритма. Второй — расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента.
   Важное значение для выявления смыслового центра композиции  имеет соотношение размера элементов дизайна. Неудачной окажется та композиция, в которой объекты смыслового центра будут или слишком маленькими, или, наоборот, слишком большими по отношению к остальным частям и к размеру аквариума. Считается, что хорошо, когда главный объект занимает две трети высоты аквариума, но при этом всегда надо помнить о дизайнерском замысле - он может требовать иного.
   Существует определенная закономерность, с которой человеческий взгляд привык читать композицию. Эта закономерность тесно связана с работой полушарий человеческого мозга, а так же с привычкой читать слева направо. Так, Швейцарский теоретик и историк искусства Вёльфлин в свое время пришел к выводу, что если картина отражается в зеркале, то не только меняется ее внешний вид, но и полностью трансформируется ее смысл. Вёльфлин полагал, что это происходит вследствие обычной привычки чтения картины слева направо. При зеркальном перевертывании изображения восприятие его существенно меняется. Таким образом, чаще всего взгляд сначала склонен упасть левую часть композиции, а потом постепенно перемещаться вправо, и уже в правой части задерживаться дольше и детально рассматривать объекты.  Этим можно воспользоваться при создании дизайна, поместив в правую часть наиболее интересные элементы декора со сложной фактурой и причудливой формой.
   Тем не менее, увести взгляд "читателя аквариума" - зрителя в нужном направлении можно при помощи ритма - определенного повторения похожих (но не одинаковых) объектов (похожих по форме, либо по фактуре или цвету).

/Пример использования ритма - стволы деревьев. Работа Josh Sim KH.  Малазия/


/Пример использования ритма - листва на скалах, освещенные участки скал. Работа  Mr Cheng Siu Wai. Гон Конг/

Высказывание искусствоведа Е. В. Волковой: «Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Отступление от правильного периодического чередования создает нарушения единообразия и монотонности». Так же с ритмом мы отдадим дань и гармонии. Причем, лучше не уповать  чересчур на одинаковые цвета. Лучше, когда они будут немного отличаться - ведь лучше воспринимается все натуральное, природное, естественное, а в природе просто не бывает одинаково освещенных объектов, а значит, одинаковых по цвету. Ну, например - то тучка набежит, то солнышко под другим углом упадет - вот и получается разный цвет.  Такие свойства легче всего передать в аквариуме, подбирая более яркие и четкие камни, а также растения или коряги на передний план и более блеклые и размытые на задний, создавая постепенный градиент от переднего плана к заднему (переход в оттенках от яркого к более тусклому). Действуя таким образом, мы подчеркиваем в композиции закон воздушной перспективы. Также подчеркнет воздушную перспективу и степень фактурности объектов (на переднем плане более фактурные, яркие,  переходящие в более простые на среднем плане и простые, мелкие, блеклые на заднем плане).
 
/Пример воздушной перспективы. Работа Yuji Yoshinaga. Япония/

   Если же еще мы разместим более крупные объекты спереди, а более мелкие сзади, опять же таки распределяя их по градиенту (на этот раз градиент будет постепенным переходом от больших размеров объектов к малым), да еще если мы разместим эти объекты по диагоналям, мы поддержим закон линейной перспективы.  При использовании подобных приемов не забудьте о расстояниях между объектами, ведь расстояния тоже задействованы в перспективе - и чем дальше они от зрителя, тем они меньше.  Горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта.


/Пример линейной перспективы в аквариуме. Работа Zhenzong Su/


/Пример линейной перспективы в аквариуме. Работа  Yuji Yoshinaga. Япония/

   При этом следует не забывать о пропорциях (например, растения имитирующие  деревья на заднем плане, не могут быть больше камней, имитирующих горы).    Исключение составляет лишь тот случай, если имеем дело с "горой" на заднем плане и "деревом" на переднем. 
   И да, да, да!  Уже упоминала средний план - не забывайте про него! Он подчеркнет глубину аквариумного пейзажа, визуально увеличит пространство композиции. 
   При создании аквариумного дизайна, можно усилить эмоциональную окраску с помощью статичности или динамичности композиции. Их можно показать следующими методами. 
   Симметричная композиция всегда будет более статичной, чем ассиметричная. С помощью ритма, о котором уже писалось, тоже усиливается динамичность дизайна.
   Так же динамику можно подчеркнуть с помощью линий - если размещать объекты по диагонали или располагать объекты с наклоном, который подскажет зрителю направление движения в композиции.

/Пример использования наклона линий. Работа Nguyen Ngoc Tri Nhan. Вьетнам/


/Пример использования наклона линий. Камни наклонены в разные стороны друг от друга - дизайн приобрел мощную динамику.  Работа Ngo Truong Thinh/

   Но ни в коем случае не надо выстраивать диагонали, идущие из угла в угол аквариума - это будет смотреться неестественно и некрасиво.  Расположенные же вертикально вверх объекты придадут ощущение статичности.

/Пример применения вертикальных линий и объектов в дизайне аквариума. Работа Zeng Qing Jun. Китай/

А вот расположение объектов по прямой, параллельной с передним краем аквариума, будет способствовать визуальной стабильности. 

   Работая над достижением задуманной эмоционально-смысловой окраски композиции, надо учитывать психологические особенности восприятия.  Одной из психологических теорий, специально посвященных изучению процесса художественного восприятия, явилась теория «чувствования», которую разработал немецкий психолог и эстетик Теодор Липпс (1851-1914). Исследователь отмечает элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа замечая, что мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. Так же Вёльфлин обратил внимание на определенные константы восприятия, в частности на оценку диагонали, идущей от левого нижнего угла в правый, как восходящей, а диагонали, идущей от левого верхнего угла вниз, как нисходящей. Исходя из этого, создавая силуэт композиции с движением по диагонали вверх, мы добиваемся  восприятия зрителем эффекта роста, развития, достижения, эмоционального подъема. Если же наоборот, композиция идет по диагонали на спад (из левого верха в правый низ), то зрителем больше будет прочитано успокоение, умиротворение, либо уныние и печаль.

/Пример  использования линий вправо вверх. Работа Quoc Hung Vu/


/Пример  использования линий силуэта композиции вправо вниз. Работа Truong Thinh Ngo/

   Восприятие по насыщенности  цвета зависит от степени его насыщенности: чем насыщенней цвет, тем сильнее восприятие. Если дизайн необходимо сделать более эмоциональным, «живым», то повышают степень насыщенности цвета, если наоборот - лучше придерживаться слабонасыщенных тонов.

   Восприятие по форме. Под формой в данном контексте понимаются очертания, контуры фигур растений, групп растений, камней, коряг и других элементов декора. К примеру, для того, чтобы визуально создать ощущение защищенности, надежности, уверенности, целесообразно использовать плавные закругленные формы и элементы со сглаженными углами, которые как раз и вызывают ассоциации с безопасностью. Это могут быть окатанные камни, круглолистные растения, растительные группы, подстриженные в закругленной форме, плавные изгибы коряг, расположение элементов полукругом.

/Пример использования в композиции закругленных элементов. Работа Vijay Kashyap.  Индия/
Использование же острых углов, резких скосов, считается традиционным признаком агрессии и вызывает чувство настороженности, стремительности - острые углы скал, остролистные и колючие на взгляд растения, коряги с резко очерченными краями и т.п.

/Пример использования в композиции резких угловатых элементов. Работа Masashi Ono/

   Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях — тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз — сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.
Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм — вот их диапазон.
Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным,
тем самым формирующим различные образы. Одна линия — это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда. Так что не стоит чрезмерно перегружать аквариум различными линиями.
   В завершение описания воздействия форм, нужно сказать о важности взаимодействия форм стрижки аквариумных растений и фона. Замечено, что если растениям с помощью стрижки придана округлая "выпуклая" форма - то они выходят по восприятию близости на первый план по отношению к фону.  Но а если стрижка все-таки "вогнутая", то на первый план рискует выдвинуться фон, что может сократить восприятие глубины  аквариумного пейзажа.

   Одна из неотвратимых данностей, это то, что аквариум живет своей жизнью, постоянно развиваясь и стремясь видоизмениться. Ему невозможно сказать: "Остановись, мгновенье!"...  И поэтому, в один прекрасный момент видоизменения могут огорчить: умопомрачительной красоты коряга может скрыться за буйно разросшейся растительностью, красивейшие камни задумают покрыться "пылью", а эффектный куст разрастется больше задуманного и приведет к потере равновесия дизайна. Все это надо учитывать и предупреждать: еще на этапе эскиза планировать размещение коряг и растительной массы,  вовремя проводить стрижки, при необходимости смахивать "пыль" с камней, разумно подходить к выбору растений при посадке.

TinTopic starter

#2
   Итак, подведем итог:
1). Определяем для себя эмоционально-смысловую окраску будущего дизайна (радость, грусть, динамичность, статичность, умиротворение, тревога, таинство, восторг, ликование). Определив , подбираем растения, грунт, камни, население,  композицию, наиболее подходящие под выбранную смысловую окраску.
2). Определяем силуэт композиции (треугольник, U-образный, остров).
3). Определяем самую главную точку и размещаем в ней самый главный объект.
4). Окружаем главный объект дополнительными объектами (используя принцип золотого сечения, желательно).
5). Закладываем в дизайне аквариума обязательно все три плана - передний, средний и дальний.
6). Поддерживаем правила линейной перспективы - выстраиваем линии композиции, стремящиеся к точке схода. Все аналогичные объекты на первом плане должны быть крупнее, чем на дальнем плане (это относится к растениям, камням, корягам, промежуткам между рядами аналогичных объектов).  Учитываем сопоставимость размера объектов. Подчеркиваем перспективу фактурой (у близких предметов и растений будет более сложная фактура, чем у находящихся вдали).
7). Подчеркиваем  воздушную перспективу контрастом и яркостью, насыщенностью цветов (близкие объекты будут более ярки и насыщены, чем находящиеся поодаль и вдалеке).
8). Подчеркиваем глубину композиции наложением (оверлеппинг), учитывая законы соседства.
9). Подчеркиваем глубину композиции через взаимодействие форм фигур объектов, а так же и фона  (особенно при стрижке аквариума).
10). Выдерживаем в дизайне ритм (повторение в формах объектов, повторение в видах растений, повторение линий, в фактурах объектов, рисунок света на растениях и других объектах).
11). Помним о равновесия в композиции (равновесие размеров, равновесие сторон. равновесие формы, равновесие цвета).
12). Пользуемся приемами статичности и динамичности в композиции.
13). Добиваемся целостности композиции. При взгляде на аквариум ни один объект не должен казаться лишним - все должны играть свою роль. Композиция должна смотреться едино - без отчужденных объектов.
14). Работая с теми или иными элементами дизайна, помним каким образом внимание зрителя будет перемещаться по аквариуму.
15). Планируя дизайн композиции, учитываем не только красоту дизайна, но и удобство для обитателей аквариума - растений и рыб.
16). Выполняя все вышеперечисленные пункты, лучше всего экспериментировать сначала на эскизе или на фотомонтаже, чем непосредственно в аквариуме.

Конечно, на первый взгляд может показаться, что все перечисленное относится в первую очередь, к аквариуму природного типа. Но это не так. Любой голландец и цихлидник и просто аквариум-джунгли - будет лучше смотреться, если применить в нем законы композиции.
Надеюсь, что эти материалы помогут многим решить - каким будет их чудесный сад о четырех стеклах. И хотя создание дизайна аквариума подобным образом займет гораздо большее время, чем просто спонтанная посадка растений и установка традиционных керамических замков, но это принесет плоды - удовлетворение  и восхищение своим творением.


_________________________________________________________
При работе над статьей частично были использованы материалы с ресурсов:
www.artprojekt.ru
www.grafics.kz
www.coposic.ru
Голубева О.Л. Основы композиции/М.: Издательский дом Искусство,2004.
Кривцун О. А. Эстетика/ М. : Аспект Пресс, 2003.
Для наглядности в статье использовались фото аквариумов, занявших  высокие места на конкурсах. Авторы работ указаны.
Схемы и рисунки нарисованы специально для aquaumniki.ru



surick

#3
Tin, спасибо  {thank_you2}
Прочитал статью с большим удовольствием {good}
Ремонт компьютеров и цифровой техники в Самаре / тел: +7(846)922-71-49 / сайт - ВКБ-сервис/

samspec

Кажной продвинутой рыПке по светодиодику

Graf


Иринка

Tin, вот это да!!!!! Вот это статья!!!! Просто супер!!! Танюша,поздравляю!!!! \flowers\ \flowers\ \flowers\
очень нуждаюсь в советах!

Александр8488

Танечка! Вообще молодец!!! Правда много нового узнал!

Капитан

Статья очень интересная + заслужила однозначно, но сами пейзажи меня не вдохновляют, зачем кусочек прекрасного наземного мира переносить под воду. Но это чисто мое мнение и я знаю , что 90% меня здесь не поддерживают...
— Что тебе мама подарила на день рождения — Жизнь.  Помните это всегда!

Александр8488

Капитан, просто такие аквариумы(с наземным пейзажем) рассматриваются скорей как живые картины

Скорпиончик

Полностью согласен сАлександр8488, что красиво получается . Живая картина у вас в квартире . Но , Капитан, прав , зачем создавать наземные пейзажи? Может лучше попробовать создать подводный , который ближе подходит к среде обитания. Это мое мнение .
Tin, + за статью . Статья интересная.

Светлана

Тут суть в том, что статья по созданию дизайна как такового, а не по тематике дизайна - подводный он или наземный, или высокогорный или вовсе полукосмический... Картинки как примеры построения линий приведены

Таня, славно потрудилась  {bravo} {bravo} {bravo}

TinTopic starter

#12
Спасибо большое всем за комментарии  {thank_you2}  Рада, что понравилось. Главное, чтобы все было понятно. Так что если для кого-то остались "темные" места - пишите, дополню. ;))

Цитата: Капитан от 07 января 2013, 08:23:40
Статья очень интересная + заслужила однозначно, но сами пейзажи меня не вдохновляют, зачем кусочек прекрасного наземного мира переносить под воду. Но это чисто мое мнение и я знаю , что 90% меня здесь не поддерживают...
КапитанСкорпиончик, эта статья даже не о природном аквариуме. А приводила фото-примеры аквариумов такого стиля из-за того, что именно в них хорошо видны примеры методов и принципов дизайна.   Ну а об стилях аквариумных дизайнов думаю, еще статьи появятся:)).

Ell@

Tin, огромное спасибо {thank_you2} за Ваш труд и заботу! Нужная статья {rabota} и Отличная работа!  |bis|

Капитан

  Tin, Статья очень интересная + заслужила однозначно, но сами пейзажи меня не вдохновляют
я про статью не чего плохого и не писал))
— Что тебе мама подарила на день рождения — Жизнь.  Помните это всегда!

Валькирия

Вы такая умничка проделали такую колосальную работу и не напросно!!!С удовольствием воспользуюсь советами.

Lxx

Очень, ОЧЕНЬ хорошая статья. Не взирая на то собирается ли читатель применять описанные принципы, ознакомиться интересно и полезно. Поставил + сколько смог.
Друзья, в личку прошу обращаться по поводу приобретения растений. А за консультацией- в соответствующие тематические разделы. Будет время- постараюсь поучаствовать.

Александр8488

Кстати,про наземные пейзаж,надо попробовать лесок сделать,с коряжками и мхом,да и надо каким никаким дизайном заняться)

Буривух

#18
 {rabota} классная статья, все с рисунками и схемами, очень понятно для новичков, спасибо, Таня! {reverans}

640x480

 {frends} вау какая статья в праздники, супер  \flowers\ и +
а то у нас всё конина да конина

Лена

Tin, спасибо большое за статью! Всегда с интересом читаю подобные вещи! Читать!!!
Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.

TinTopic starter

Положу сюда, так как нашла хорошую подборку примеров использования вертикальных линий в дизайне аквариумов. Тут еще и ритм {good}


Бронислав

  Спасибо Tin, статья отличная! Что-то уже знал, занимаясь фотографией, Но Вы, Таня, дали целый курс знаний в сфере дизайна!
  Смущает одна вещь. Все фотографии с выставок, где используются в основном мелкие, простые мелколистные растения. Дома-же хочется посадить красивые эхинадорусы, апоногентоны... крупные кусты. Как-же здесь создать перспективу? Нельзя ведь крупные кусты посадить на переднем плане а более мелкие вдали. Возможно, конечно, в огромных аквариумах. Особо широких. Но на такой надо ещё решится! {v_banke} А как создать гармоничную картину в 200,300,500 литрах? Приходится крупные растения сажать на заднем плане.
  Многие принцыпы можно и нужно использовать, но трудностей много из-за малого объёма и желания разнообразить формы и краски.
  Статья отлично поможет фотографу, художнику, а аквариумисту хочется что-то добавить исходя из других условий.
  Копировать наземные пейзажи в аквариуме мне тоже кажется неприемлемо. Подводный мир очень красив своей красотой, так надо научится её показать.  Как считаете?

TinTopic starter

#23
Бронислав, спасибо за интерес к теме, за все вопросы {thank_you2}.  Но почему же Вы думаете, что в аквариумах средних размеров 200-500 литров невозможно создать гармоничной красоты с эхиндорусами?  Очень даже можно, и опираясь практически на все те же самые принципы и методы, что и в аквариумах природного стиля. Замечательно, что Вам нравятся крупнолистные - можно засадить ими большую часть аквариума. Главное - выбать эхиндорус, который будет играть главную ноту - самый заметный, или большой, яркий, и посадить его в Главную точку аквариума, избегая при этом геометрического центра.  А другие эхиндорусы, рассадить в аквариуме так, чтобы они подыгрывали главному эху ту оновную мелодию, которую он ведет.  Так же, как и описано выше - очень хорошо в таком аквариуме можно сыграть на контрасте растений, выдержать ритм в композиции, и даже подчеркнуть воздушную перспективу. В частности, воздушная перспективу можно выразить более тонколистными растениями на заднем плане - валлиснерией, или куртинами мелколистной длинностебельки. Все эти растения прекрасно будут сочетаться с эхиндорусами на среднем плане. Если у аквариумиста есть необходимость посадить эх именно на заднем плане - то пожалуйста, справа или слева от него - там, где будет оптический край силуэта композиции, можно подсадить те же тонколистные валлиснерию и длинностебельку. 

Покажу примеры аквариумов от самых известных дизайнеров - Такаши Амано и Оливера Кнотта. Те же методы воплощены в работах ;))











Бронислав,  а по поводу воспроизведения наземных пейзажей - почему сейчас вопрос задали? Хотя вначале статьи и было приведено несколько фото акваскейпов, передающих земные пейзажи, но это лишь потому как по ним наиболее наглядно можно объяснить некоторые понятия. Такие, как линейная перспектива, например. Это совершенно не значит, что красивый аквариум должен всенепременно передавать наземный пейзаж. Статья о способах, методах и понятиях художественных приемов, которые мы можем использовать при дизайне аквариума, чтобы подчеркнуть именно те эффекты, которые покажутся нужными аквариумисту. Ну а что касается именно такого стиля дизайна аквариумов - так это стиль, это не догма. И у этого стиля, как и у других, есть приверженцы, которым нравится его придерживаться. И кроме природного стиля существуют еще и другие стили - такие, как голландский и биотопный. И представьте, эти же методы и приемы, которые описывала в этой статье, применимы и к аквариумам в голландском и в биотопном стилях, а так же к стилю аквариума-джунглей.

Бронислав

  Спасибо Таня,что ответили так быстро и основательно! {thank_you2} Очень понравилась мысль использовать длинностебельку на заднем плане для имитации глубины кадра! Читал-же про это в Вашей статье,но пропустил "мимо ушей", когда-то достала она меня своим активным ростом.
Второй снимок понравился отражением боковых стенок удваивая пространство вокруг острова. Получается расширяющаяся перспектива, как вид из окна! Только трубки стоило спрятать за остров.
Третий красив законченностью композиции, но неприятен узкий и длинный общий вид. Так и хочется добавить сверху ещё хороший кусок пространства.
  Я понял, конечно, что на Вами приведённых снимках наглядней было всё объяснить. Наверное, меня просто бесит этот стиль. Фотографии с конкурса. Более тысячи работ! И все имитируют земные пейзажи. Рыбки выглядят,как что-то совсем инородное! Туда-бы лучше стадо баранов, или горных козлов! А ведь собирались показать красоту подводного царства...
  Ну, да это чисто мои ощущения. Новый писк моды. Надеюсь, скоро пройдёт.
  Спасибо Таня, за советы. Постараюсь придерживаться правил. Главный объект у меня будет шикарная коряга. Выходит из правого дальнего угла и конец заходит за центр в нижнюю золотую точку. Великовата, конечно, но обрезать ещё - больше жалко - уж больно форма интересная, поверхность текстурная. Спасает глубина аквариума: 70см. Да растения пока поднимутся места хватит. А дальше - видно будет.


🡱 🡳
Яндекс.Метрика